Предыстория «Локомотива»
July 29, 2023

КВОД и другие железнодорожные футбольные команды Советской России

1919–1921

К сожалению, по понятным причинам, информации о футбольных матчах к 1919 году в источниках становится значительно меньше. В редких периодических печатных изданиях не всегда удаётся найти составы команд и результаты игр. Местами нет даже итоговых таблиц.

Именно поэтому наш материал впервые выходит с белой обложкой, а не фотографией, как ранее. За этот период не обнаружено ни одной фотографии интересующих нас команд. Но мы постарались собрать в этом материале все иные упоминания и заметки по теме.

Какую-либо информацию о соревнованиях лиги Московско-Казанской ж/д в 1919–1920 годах обнаружить не удалось. Велика вероятность того, что они вовсе не проводились. В стране шла Гражданская война, а Московско-Казанская ж/д являлась главной артерией красных для связи с восточным фронтом.

Пригородное железнодорожное сообщение часто прерывалось, так как железная дорога была загружена поездами, идущими на фронт. Команды Лиги МКзЖД лишились возможности беспрепятственно перемещаться между посёлками. Многие футболисты ушли на войну.

Железнодорожные плакаты времен гражданской войны (1917–1922)

Однако Московская футбольная лига продолжала проводить соревнования. Для начала расскажем про команды, которые мы упоминали в материале о лиге Моковско-Казанской ж/д.

1919

Распадается команда из Новогиреева, футболисты которой большинством переходят в КФС (Кружок футболистов «Сокольники»). Среди них П. Канунников, Артемьев, С. Чесноков, Н. Игнатов, С. Бухтеев, Н. Троицкий и другие. В тот год КФС станет чемпионом Москвы в первой группе.

Футболисты ЧШКС (Чухлинка-Шереметьевский Кружок Спорта) почти в полном составе оказываются в КФС-2.

Экс-«Вешняки», прекратившие своё существование ещё в 1917 году, выступают за СКЛ (Сокольнический Кружок Лыжников), цвета которого они защищали на протяжении почти всего дореволюционного периода.

Из команд, которые принимали участие в турнирах лиги МКзЖД, в розыгрышах весенних и осенних турниров МФЛ 1919 года, участвуют только «Благуша» и «Перово».

«Благуша» (Благушинский Клуб Спорта) заявлялась в Лигу МКзЖД от станции Сортировочная. Команда начала свой путь в одно время с «Курскiми» в «Дикой лиге» в 1913 году. Поле команды располагалось в районе Семёновской заставы.

По предположениям историка московского и подмосковного футбола Андрея Гумгуруша, поле команды могло находиться в Москве на углу нынешних улиц Щербаковская и Ибрагимова (ранее Мочальская и Михайловская).

Фото 1925 года. Вероятно, справа на снимке видны ворота поля «Благуши», которое к этому времени приходит в запустение

Спортивный Клуб «Перово», ранее «Баулино», игравший при железнодорожной станции Перово, переезжает в Москву. И не куда-нибудь, а в Самарский переулок, на поле «Униона», которое теперь принадлежит и команде КВОД.

Поле «Унион» в Самарском переулке в 1912 году (3 мая, Москва – Финляндия). Сейчас на этом месте находится СК «Олимпийский»

КВОД — первая советская железнодорожная команда

В турнирных таблицах среди футбольных клубов, заявившихся в осеннюю часть класса «Б» чемпионата Москвы, можно обнаружить одну немаловажную для истории железнодорожного футбола команду под названием КВОД — Комиссариат Военного Обучения железноДорожников (в народе Команда ВсевОбуча железноДорожников).

Всевобуч (всеобщее военное обучение) — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе. 22 апреля 1918 года был издан Декрет «Об обязательном обучении военному искусству», который обязывал трудящихся в возрасте 18–40 лет пройти военную подготовку без отрыва от производства. В первый год своего существования Всевобуч занимался в первую очередь предвоенной подготовкой. С 1919 развитие спорта также стало стратегически важным делом для Советской России.

Плакат, который рассказывает, чем занимается Всевобуч

У железнодорожников был свой Всевобуч. С 1919 по 1922 год именно он занимается предвоенной подготовкой железнодорожников, в том числе и всеми делами физкультуры на всех железных дорогах страны.

Плакаты Издательства Московской Военной Окружной Коллегии Всеобщего Военного Обучения Железнодорожников. «Железнодорожник! Учись владеть винтовкою! В этом залог победы» 
и «Всевобуч железнодорожников. Да здравствует вооружённый железнодорожник» 1918–1919 годов

О команде «КВОД»

КВОД Москва — окружной отдел по всеобщему военному обучению железнодорожников при Московском округе путей сообщения. Создан в июне 1919 года. Как мы отметили выше, спортивная площадка Всевобучу Железнодорожников досталась от «Униона» и находилась в Самарском переулке.

Возможно, на этой иллюстрации представлен знак Всевобуча Железнодорожников. На фоне — знак Управления путей сообщения Российской империи и НКПС РСФСР — якорь и топор. Изначально министерство координировало работу всех речных и морских судоходных путей, поэтому на эмблеме можно увидеть якорь, а также отвечало за мосты — потому и топор, символизировавший инженерную мысль.

На переднем плане находится лепестковая пятиконечная звезда с плугом и молотом в центре — первая эмблема, свидетельствующая о принадлежности к Красной Армии. Введена в апреле 1918 года.

Члены КВОДа обучали сначала работников железнодорожных мастерских и контор. Затем организовали отдельные учебные пункты в Москве, а позднее и на железнодорожных «линиях». Образовались главные отделы на дорогах: Северной, Курской, Нижегородской, Окружной, Казанской и т. д.

На линиях общим протяжением в 19 300 вёрст были созданы главные и районные отделы — учебные пункты. Их сеть захватила Сызрань, Симбирск, Смоленск, Минск, Казань и другие города.

«Известия народного комиссариата по военным делам» от 21 июня 1919 года подробно рассказали о том, чем занимался КВОД, помимо участия в турнире Московской Футбольной Лиги:

КВОД и спорт

В отделе допризывной подготовки и спорта железнодорожного Всевобуча в настоящее время, весь центр тяжести падает на спорт, т. к. центральное управление Всевобуча вырабатывает строгую программу по проведению в жизнь допризывной подготовки.

В этой области все внимание обращено «КВОДом» на организацию спортивных праздников и пропаганду среди широких масс населения самых ярких видов спорта, как: футбола, к слову сказать, имеющего колоссальный успех среди рабочих, и легкую атлетику (метание тяжестей, молот, ядро, диск).

Московский отдел спорта железнодорожного Всевобуча имеет свой центральный спортивный клуб «КВОД» (комиссариат военного обучения железнодорожников) на месте прежнего «Унион».

В день открытия клуба КВОД, 4 мая с. г., на принадлежащем ему поле состоялся футбольный матч между командами Ржев-Виндаво-Рыбинская и КВОД, окончившийся в пользу последних при счете 10:0.

18 мая группа инструкторов КВОДа была командирована на спортивный праздник в железнодорожное местечко «Сасово» Казанской ж. д., являющееся центральным пунктом железнодорожных мастерских.

Население «Сасово» состоит исключительно из служащих и рабочих депо и мастерских.

Спортивный праздник заключался в демонстрации гимнастики на аппаратах (параллельные брусья, турники и т. п.), приемов легкой атлетики (метание ядра и диска) и закончился футбольным матчем между командой КВОД и командой железнодорожных мастерских и депо «Сасово». Победителями оказались москвичи при счете 1:6.

По тому огромному интересу, с которым следила публика за ходом праздника, по тому горячему приему, который был оказан москвичам, и по количеству публики (на празднике присутствовало почти все население «Сасово», насчитывающее около 15 000 человек) можно судить, насколько велика потребность рабочего класса проводить красиво свой досуг.

Москвичи в целях агитации привезли с собою множество различных спортивных принадлежностей и снарядов, а также различное спортивное обмундирование, что, видимо, произвело на местных спортсменов и публику большое впечатление.

В Москве в день праздника годовщины Всевобуча, 25 мая, на поле КВОД состоялся футбольный матч между командой КВОД и петроградским Петровским кружком любителей спорта, о котором своевременно сообщалось.

29 мая КВОД командировал на праздник Всевобуча в Коломну–Голутвино группу инструкторов. Там в заключение состоялся футбольный матч, причем КВОД на этот раз имел очень сильный состав и совершенно разгромил местную команду, составленную из железнодорожников совместно со служащими и рабочими машиностроительного Коломенского завода.

Кроме того, команда КВОД в июне месяце выезжала в Ржев, где состоялся футбольный матч, который ввиду того, что своевременно не удалось составить сильную группу спортсменов, окончился при счете 2:2.

В таком беглом отчете трудно осветить ту большую и сложную работу, которая выпала на долю заведующего отделом спорта жел. Всевобуча, известного спортсмена т. Л. С. Смирнова, которому, благодаря его энергии, опытности и любви к делу, удалось увлечь самые широкие рабочие массы таким красивым и здоровым делом, как спорт.

Леонид Сергеевич Смирнов — тот самый быковец, воспоминаниями которого мы делились в самой первой части нашего цикла, где рассказывали про первого футболиста-железнодорожника Александра Андреевича Скорлупкина. Смирнов вместе с частью быковцев ещё в 1918 году играл за «Унион», а уже в 1919 на базе этого клуба был организован КВОД. Домашним полем команды являлась спортивная площадка в Самарском переулке, где сейчас находится СК «Олимпийский».

По-видимому, руководство КВОДа решило организовать на базе «Униона» первую показательно-рабочую команду. По какой причине был выбран «Унион», где к этим годам собрались известные нам быковцы, — неизвестно. Однозначно сказать, были ли в составе этой команды железнодорожники, на сегодняшний день невозможно. Но и исключать этого тоже нельзя.

Состав команды «Унион» предыдущего 1918 года: Мизгер, Якоби 1 и 2, Виноградов, Ермолаев, В. Матрин, Шмаков-1, Вржиционко, Ферман, Трифонов, Л. Смирнов, Медведев, Карцев, Клюгин, Антропов-2.

КВОД «гастролировал» по разным железным дорогам, в том числе и по Казанской (Коломна, Сасово), где проводил показательные игры, которые собирали большое количество местного населения, состоящего в основном из рабочих железных дорог или заводов обслуживающих их. Практически все известные матчи команды КВОД, проводившиеся вне соревнований Московской Футбольной Лиги, описаны в представленной выше заметке.

По-видимому, такой формат соревнований вымотал представителей бывшего «Униона», и на участие в МФЛ сил уже не оставалось. В классе «Б» осенней части чемпионата Москвы команда заняла предпоследнее 5-е место. На некоторые игры футболисты КВОД просто не явились. Команды «Благуша» и «Перово» — 3-е и 4-е места соответственно.

20 августа на поле «Военно-Спортивного Клуба КВОД» в матче против петроградского клуба «Коломяги» играла «Инструкторская Команда Всевобуча Железнодорожников — КВОД» в следующем составе: Шимкунас, Немиров, Кацаурен, Малахов, Блинков, Селин, М. Денисов, Канунников, Троицкий, Шапошников, Л. Смирнов.

Как отмечают все футбольные историки, за КВОД в том матче сыграла самая настоящая сборная Москвы того времени. Вместе с лидером КВОДа Леонидом Смирновым в этом матче участвует ещё один экс-быковец — Алексей Троицкий. Несмотря на звёздный состав, московские железнодорожники проигрывают 4:7. Матч судил уже известный нам Борис Михайлович Чесноков.

Афиша 1919 года к матчу Коломяги (Петербург) — КВОД (Москва)

В 1920 году появится новый орган власти — Цектран — Центральный комитет объединенного профессионального союза работников железнодорожного и водного транспорта. Создан в сентябре 1920 года.

В 1920 году и в начале 1921 года руководство Цектраном находилось в руках троцкистов, действовавших по-особому жестко. Известно, что в итоге это привело к агрессивному настрою профессионально организованных рабочих «низов» против «комиссаров».

Вероятно, это могло повлиять и на деятельность Всевобуча железнодорожников, так как с этого момента КВОД не появляется в поле зрения спортивной прессы, а в 1921 году в Самарском переулке будет вновь выступать «Унион».

Первый Всероссийский объединённый съезд работников железнодорожного и водного транспорта только в марте 1921 года изгонит троцкистов из руководства Цектраном, изберёт новый Центральный Комитет (ЦК) союза и наметит новые методы профсоюзной работы.


1920

Перовский всевобуч

К сожалению, информацию о весенних выступлениях команд класса «Б» найти не удалось.

Осенью 1920 года в классе «Б» КВОДа уже нет, но есть «Перово», «Благуша» (Сортировочная) и «Малютино» (Раменское), которое ещё с 1914 года выступало в лиге Московско-Казанской ж/д .

Команда «Перово» переезжает из Самарского переулка обратно на станцию и становится Клубом Всевобуча «Перово».

Итоговое положение команд в таблице команд класса «Б» неизвестно.

1921

Кубок Красково

Из отмеченных ранее команд в весенних турнирах МФЛ 1921 года выступают «Благуша», «Перово» и «Унион». В одной группе с «Унион» играет сборная лиги Александровской железной дороги.

По весне первые команды МФЛ обычно разыгрывали трофей «Кубок КФС–Коломяги». В 1921 году вторыми командами был разыгран «Кубок ЗКС», а третьими — кубок кружка спорта «Красково».

Внизу на фото главный трофей Спортивной Лиги Московско-Казанкой ж/д — Кубок кружка спорта «Красково» —
который в 1921 году был разыгран между третьими командами клубов МФЛ.

Трофей, который ещё 3 года назад оспаривали между собой команды лиги Московско-Казанской ж/д, теперь по неизвестным причинам разыгрывали победители двух групп третьих команд МФЛ: сильнейшей и территориальной.

В итоге обладателем трофея лиги Московско-Казанской ж/д в 1921 году становится третья команда ОЛЛС, набравшая 9 очков в сильнейшей группе. В финале ОЛЛС одолевает со счётом 3:1 СКЛ, который занял первое место в территориальной группе.

Осенью 1921 года в классе «Б» выступают известные нам по Казанской лиге Благушинский клуб спорта (станция Сортировочная), Клуб всевобуча «Перово» и очередная неожиданность — РКС (Рогожский кружок спорта). Он организовался несмотря на деятельность своего соседа — Рогожско-Симоновского кружка спорта.

Имеет какое-либо отношение РКС 1921 года к первой железнодорожной команде, о которой мы уже писали, — неизвестно. В 1922 году команда уже не заявится.

В финальном матче встретились победители двух групп: Рогожско-Симоновский клуб спорта (РСКС) обыграл Клуб Всевобуча «Перово» со счётом 5:1.

Заключение

Как мы видим на примере команды КВОД — руководство советских железных дорог ещё в 1919 году осознало необходимость создания профильного спортивного клуба. Спортсмены московского «Униона», которые летом выступали за команду со станции Быково МКзЖД, активно участвовали в этой инициативе. Однако ввиду множества внешних причин (Гражданская война, Цектран и д.р.) это сотрудничество спустя год сошло на нет.

Всевобуч железнодорожников продолжил действовать, как было сказано выше, с 1919 по 1922 год именно он занимался предвоенной подготовкой железнодорожников, в том числе и всеми делами физкультуры на всех железных дорогах страны. Однако попыток создать собственный клуб/команду железнодорожный Всевобуч больше не предпринимал.

В следующем материале исследуем ещё одну ж/д команду: «Казанку» 1922 года. Попробуем выяснить: кто заявлял эту команду, кто играл за неё и корректно ли говорить о том, что эта команда появилась именно в 1922 году. Читайте следующий материал: «Казанка» и другие железнодорожные команды в 1922 году.

КВОД — первая советская железнодорожная команда. В какой форме играли спортсмены КВОДа — нигде не сообщается. Однако, учитывая, что футбольная команда была сформирована на базе московского «Униона» (красные майки, белые трусы), за который в то время выступали быковские спортсмены (тоже красные майки и белые трусы) — логично предположить, что и КВОД играл в красном. Форму этой команды в обязательном порядке включили в плакат «История формы „Локомотива“, его предшественников и прародителей».

Для тех, кто добрался до самого конца — промокод на скидку 200 рублей на покупку плаката с историей формы в магазине southtribune.ru:

cvod1919

Приобретая нашу продукцию, вы благодарите нас за исследование истории «Локомотива».

В этом материале частично представлена история трёх команд за период 1918–1921 годов:

  1. КВОД
  2. «Перово»
  3. «Благуша»

Сокращения и условные обозначения:

ЗКС — Замосковрецкий клуб спорта

КВОД — Комиссариат Военного Обучения железноДорожников (в народе Команда ВсевОбуча железноДорожников).

КС — клуб/кружок спорта

КФС — Кружок футболистов «Сокольники»

МКзЖД — Московско-Казанская железная дорога

МФЛ — Московская футбольная лига

ОЛЛС — Общество любителей лыжного спорта

РКС — Рогожский кружок спорта

РКСК — Рогожско-Симоновский клуб спорта

СКЛ — Сокольнический кружок лыжников

ЧШКС — Чухлинка-Шереметьевский кружок спорта

Список источников:

  1. журнал «Железнодорожник». Москва. 1919–1923
  2. журнал «Всевобчу и спорт». Москва. 1919
  3. газета «Известия народного комиссариата по военным делам». Москва. 1919
  4. карта «План гор. Москвы с окрестностями в пределах Окружной железной дороги. — 1:25000. Москва, 1921. 89x69 см.»
  5. книга Г. Н. Калянова — «Московская футбольная лига 1910–1922». 2011