Лига Московско-Казанской железной дороги
1912–1918
После продолжительной и подробной вводной части мыподобрались к одной из самых интересных тем цикла — спортивная лига Московско-Казанской железной дороги.
Из предыдущих материалов вы наверняка уже запомнили, что первооткрывателями футбола на станциях были дачники со станции Быково, среди которых уже в 1901 году играл настоящий железнодорожник Александр Скорлупкин.
На других станциях Московско-Казанской линии также проживало немало железнодорожников, так как недавно выстроенные посёлки заселялись именно ими, в первую очередь для удобства обслуживания дороги. Об этом мы рассказывали в материале про футбол на станциях МКзЖД.
Практически каждая дачная местность имела свою команду, где выступали как местные самородки, так и уже искушенные футболисты — участники «лиговых» или «диких» команд. Про дачные лиги других дорог мы рассказывали в отдельном материале.
А про то, кто такие «лиговые» и «дикие», можно узнать, прочитав материал про первую «дикую» железнодорожную команду — «Курскiе» (РКС).
Попытки создания лиги
Напомним, что в 1910 году быковец Виктор Серпинский инициировал попытку создания лиги для проведения летних игр.
Газета «Утро России» от 26 мая 1910 года отмечала:
Ввиду того, что функционирующие в Москве клубы не культивируют летом футбол, оставшиеся свободные футболисты организуют подобие лиги, в состав которой войдут команды: Унион, Сокольники (Ширяево Поле), Мамонтовка и Быково. На днях состоится организационное собрание для производства выборов членов в комиссию и выработки календаря игр. Справки можно получить у В.Я. Серпинского (Спасский пер, д. Дурдиной, телеф. 25 2-58).
Можно увидеть, что речь в статье шла о командах железных дорог различных направлений и Москвы.
К сожалению, больше информации в периодике того времени найти не удалось. Не исключено, что соревнования в 1910 году так и не состоялись. Известно только о проведении товарищеских игр.
В 1911 году в прессе сообщалось об участии команд «Малаховка», «Томилино», «Чухлинка», «Шереметьево» и «Новогиреево». Были ли проведены ли сами соревнования — также неизвестно.
1912
Первое лето
Журнал «К Спорту!» от 26 мая 1912 года:
Объединение спортивных обществ М.-Казанской ж.д.
В прошлое воскресенье в Краскове состоялось собрание представителей спортивных организаций М.-Казанской ж.д., созванное по инициативе кружка спорта «Красково» с целью объединения этих обществ в лигу.
от «Чухлинка-Шереметьевского кружка спорта» — Г.Ф. Энгельке,
от Вешняковского спортивного кружка — А.К. Кельберер,
от Томилинского спортивного кружка — А.И. Филиппов,
от кружка спорта «Красково» — Н.А. Тюбиев, А.О. Ерофеев, Е.И. Кузнецов, А.Р. Менделевич, И.Р. Менделевич, А.А. Орлов и Н.А. Похильский,
от кружка спорта «Малаховка» — М.Ф. Бауэр, И.Р. Бек и И.А. Засорин и
Председателем собрания был избран Н.А. Гюбиев, секретарем — И.Р. Менделевич.
Н.А. Гюбиев от имени комитета кружка спорта «Красково» выразил благодарность всем собравшимся за их отзывчивость и содействие предложению кружка.
Затем было решено, что от каждого общества правом решающего голоса будет пользоваться только один представитель, а остальные будут иметь совещательный голос.
После продолжительных прений, в которых приняли участие все присутствовавшие, было единогласно решено образовать объединенный комитет спортивных обществ М.-Казанской железной дороги, причём в состав этого комитета войдёт по одному представителю от каждого общества по назначению от этого общества.
Ведению этого комитета будут подлежать все спортивные состязания, устраиваемые обществами Казанской ж.д.
На первых порах решено организовать футбол и разыграть первенство Казанской ж.д.
Кружок спорта «Красково» пожертвовал переходящий кубок для первых футбольных команд, который был учреждён в память основания кружка.
Кроме того, предполагалось выдать всем игрокам победившей команды жетоны, но собрание не согласилось на это и приняло компромиссное решение, а именно, что каждое общество получит в память учреждения кружка спорта «Красково» жетон.
Первое заседание объединённого комитета назначено на 26 мая. В этом заседании будет избран президиум и выработан календарь игр. Пока же выяснилось, что ко времени предполагавшегося начала игры — 3-го июня —будут готовы только команды Вешняков, Томилина и Краскова, а остальные команды могут играть только начиная с 17-го июня. Ввиду этого были намечены игры на 3 и 10 июня.
3-го июня на поле «Красково» будут играть первые команды — «Томилина» и «Краскова» и 10 июня первые команды — «Вешняков» и «Томилина» на поле «Вешняков».
Итак, 20 мая 1912 года, благодаря инициативе только что образованного Кружка Спорта «Красково», на дороге образуется первый «Комитет спортивных обществ Московско-Казанской железной дороги.
Открытие летнего сезона совпало с официальным открытием кружка спорта «Красково» — 3 июня 1912 года.
На открытии в Красково было сыграно два матча. Среди вторых команд Красково и Вешняков, а среди первых — Красково и Томилино. На игры приехало много зрителей, в том числе из Москвы.
В этот же день в Вешняках состоялся матч первых команд между хозяевами и командой Быково. Редакции журнала «К Спорту!» 1912 года удалось поговорить с И.И. Савостьяновым, который дал очень ценный комментарий, позволяющий полноценно погрузиться в атмосферу тех соревнований.
Первая половина игры прошла сравнительно гладко, были, конечно, небольшие пререкания с рефери со стороны игроков и публики, но от этого не избавишься в дачном футболе. Шло все благополучно, пока выигрывали Вешняки, кончившие к хавтайму 2:1 в свою пользу.
Но, когда во второй половине Быково, состоящее из 10 человек, начало отыгрываться, игра пошла резче. Не то, чтобы пользовались недозволенными приемами, — нет, но игроки, войдя в азарт, наскакивали друг на друга, не щадя ни себя, ни своего противника.
Сделать игру более легкой я был не в силах — никакие уговоры не помогали.
Результатом такой игры явился целый ряд подшибов и той и другой стороны. Но скверно было, когда на земле сидел и растирал подшибленное место какой-нибудь вешняковец. Начинался шум, крики, даже ругательства по адресу рефери, и только обращения рефери к администрации кружка после долгих усилий избавляли его от нежелательных объяснений с публикой.
Иногда даже публика выходила объясняться на поле, и был даже случай, когда мне угрожали ответственностью за могущий произойти несчастный случай с кем-нибудь из вешняковцев.
Несколько раз были случаи, требующие удаления игрока с поля, но фактически это вряд ли можно было сделать — дачники чересчур рьяно интересуются футболом.
Во всяком случае, второй раз я не поеду туда, теперь я намерен в «Лигу казанской дороги» сделать подробный доклад об условиях игры и реферирования в Вешняках, — думаю, что хоть лига сумеет обуздать страсть вешняковцев.
Играли команды в следующих составах:
Свифт, Кононов I, Морозов I, Парфенов, Немухин, Жорж, Басманов, Ржанов, Кумм, Морозов II, Ауэ
Васильев I, Римша, Панмэль, Соловьев, Иванов I, Чернышёв, М. Смирнов, Васильев III, Курекин, Скорлупкин, Л. Смирнов (1-ю половину)
За 2 месяца команды успели провести друг с другом по 2 игры. Победил кружок спорта «Красково», игроки которого одержали 9 побед и потерпели всего 1 поражение.
Второе место у «Томилино», третье — у «Вешняков». Известные по предыдущим материалам быковцы, несмотря на уже почти 10-летний опыт игры в футбол, оказались на 4-м месте.
Команды «Малаховка» и «Ильинское» по неизвестным причинам в итоговую таблицу первых команд не попали. «Малаховка» проводила матчи в начале сезона и, вероятно, не доиграла турнир до конца. Команда от Ильинского была представлена только среди вторых команд.
Первенство вторых команд выиграло «Томилино».
22 июля на поле кружка «Красково» состоялись последние игры на первенство.
После окончания последней игры, Красково 3:2 Вешняки, под председательством Н.А. Гюбиева, состоялось заседание комитета спортивных организаций по Московско-Казанской ж/д, на котором была избрана сборная команда лиги. 29 июля ей предстояло сыграть на поле «Красково» с хозяевами, победителями лиги.
Сборная команда лиги Московско-Казанской ж/д была избрана в следующем составе:
Сторож
Васильев (Быково),
запасный Свифт (Вешняки)
Защита
Лазарев (Раменское), Морозов (Вешняки),
запасный Веселов (Томилино)
Полузащита
Кекман (Раменское), Немухин (Вешняки), Чернышев (Быково),
запасный Антропов (Томилино)
Нападение
Соколов (Быково), Н. Новожилов (Раменское), Баранов (Вешняки), Петров (Томилино), Варенцов (Томилино),
запасные — Кумм (Вешняки) и Шабельников (Раменское)
Капитаном сборной команды избран Немухин, а вице-капитаном — Васильев.
Сборная в упорной борьбе одержала победу — 4:3. Вечером, после окончания игры, был проведён грандиозный бал футболистов.
К феномену сборной лиги Московско-Казанской ж/д мы ещё вернёмся в следующем материале.
1913
Расширение и регистрация лиги
В 1913 году комитет лиги уже был расширен. Теперь в турнире первых команд, помимо недоигравшей прошлый сезон «Малаховки», добавились кружки спорта Ильинского и Люберец. Также единогласно было решено повысить членский взнос с 5 до 10 рублей.
28 мая 1913 года в Красково состоялось учредительное собрание Спортивной лиги Московско-Казанской железной дороги, на котором был утверждён Устав. С этого момента она стала официально зарегистрированным так называемым «юридическим лицом».
В комитет были избраны представители всех обществ, которые выбрали его председателем организатора соревнований 1912 года Н. А. Гюбиева.
Первенство стартовало 2 июня и продлилось один месяц. Фаворитами на протяжении всего турнира были «Вешняки», проигравшие наименьшее количество матчей (3).
По данным писателя Жохова (автор книги «Быково — колыбель московского футбола»), на первый матч против «Вешняков» быковцы взяли играть уже известного нам Бориса Чеснокова (РКС/Новое Косино). В итоге ему суждено было забить решающий гол за 15 минут до конца встречи, и команда «Быково» победила со счётом 2:1.
На второй круг быковцы усилились восстановившимся после травмы вратарём сборной России Львом Фаворским и ещё несколькими футболистами, что позволило им уверенно выйти на первое место и впоследствии его сохранить.
Команда первого железнодорожника становится победителем лиги Московско-Казанской ж/д 1913 года. Первый трофей быковцев!
Кубок вторых команд взяли спортсмены из Красково, не проигравшие ни одного матча.
Впервые проведённый турнир третьих команд выиграли всё те же быковцы.
При описании последующих лет развития железнодорожного футбола мы не будем так детально показывать статистику выступления команд в дачной лиге Московско-Казанской ж/д. Если она вам интересна — вы сможете найти её на просторах интернета или в соответствующей литературе. Мы лишь обозначим участников, победителей и — самое интересное — покажем, в какой форме играли команды лиги.
К сожалению, информация о цветах форм команд лиги за 1912 и 1913 года до наших дней не сохранилась. Известна лишь экипировка некоторых команд в других турнирах.
В начале века быковцы играли в белых рубахах с диагональной полосой, но к началу соревнований в лиге МКзЖД всё чаще стали использовать красные фуфайки с белым воротом и обшлагами.
Чухлинка-Шереметьевский Кружок Спорта (Москва) в 1911 году играл в МФЛ в белых рубашках с синей и красной поперечной полосой.
У томилинской команды нами зафиксирована единственная эмблема на рубашках спортсменов лиги Московско-Казанской ж/д в этом периоде. Однако точный цвет формы нам не известен.
Фотографии формы других команд, выступавших в промежутке 1912–1913 годов, можно найти в наших предыдущих материалах. А благодаря сохранившимся до наших дней справочникам и фотографиям с 1914 до 1918 года, мы смогли восстановить все комплекты форм команд, которые принимали участие в лиговых соревнованиях этого периода.
1914
Самый массовый год для лиги по количеству участников — 12 команд.
Кубок первых команд (в честь учреждения кружка «Красково») вновь взяли быковцы. В финальных матчах снова были обыграны «Вешняки». Тем летом, как и предыдущим, состав быковцев был хорошо укреплён лиговыми игроками.
Вторые команды впервые разыгрывали реальный кубок, который пожертвовал кружок спорта «Малютино». Трофей взяла вторая команда «Вешняков», которая одолела в финале малаховцев.
В этом году в лиге впервые гостила команда не со станции, а из города — Гавриковский клуб спорта — один из участников лиги журнала «Къ Спорту!» 1913, о которой мы рассказывали в материале про «Курских». Команда арендовала самую старую площадку Москвы — «Ширяево поле» в Сокольниках. Вероятно условно команда представляла станцию Сокольники, ещё существовавшую в то время на Московско-Казанской ж/д.
В то время гостевой формы, как таковой, не существовало. Команды в начале года выбирали цвет экипировки, отличный от других команд лиги.
Именно поэтому, помимо привычных нам красного, зелёного и синего, присутствуют оригинальные оттенки — васильковый, канареечный, малиновый, электрик.
В случае, если цвета всё-таки совпадали — команда хозяев должна была предоставить гостевой команде комплект, отличный от своего.
1915
В связи со вступлением России в Первую мировую войну количество команд участников начинает сокращаться. Из 12 команд сезона 1914 года заявки подают только 10.
В турнир впервые заявляются ОЛЛС и «Баулино» со станции Перово. Как мы уже рассказывали в материале про футбол на станциях Московско-Казанской ж/д , в то время Перово было городской местностью и в сельских домах у станции по большей части проживали работники перовских вагоноремонтных мастерских. Летних дач практически не было. Следовательно, игроками в Перово могли быть, в основном, железнодорожники.
Гость этого года — ОЛЛС — команда из МФЛ. В лиге МКзЖД клуб проводил скорее летние сборы. Стадион команды в то время располагался в Сокольниках на 4-м Лучевом просеке (снесён в 1950-е).
Кубок первых команд впервые взяли соседи перовцев — «Шереметьево» (сейчас станция Плющево), одолевшие в финальных матчах «Красково».
Кубок вторых команд впервые взяли футболисты со станции Подосинки (сейчас станция Ухтомская).
Оригинальных оттенков в формах команд становится меньше. «Подосинки» играют в полностью чёрных комплектах. Перовское «Баулино» играет в чёрно-белых полосатых фуфайках.
1916
Количество участников вновь сократилось. Теперь их осталось лишь 8.
Кубок первых команд во второй раз достаётся красковцам (впервые в 1912 году). В финальных матчах обыграны экс-обладатели кубка — шереметьевцы.
В финальных матчах турнира вторых команд всё с точностью наоборот — «Шереметьево» обыграло красковцев.
Фуфа́йка — преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки. В этом значении слово известно в русском языке с 1765 года.
И именно этим словом первые русские спортсмены решили окрестить английское jersey. В итоге термин «фуфайка» (параллельно с «рубашка) использовался для обозначения верха футбольной формы почти до 1940-х годов. Шорты долгое время были «трусиками».
1917
Последний турнир в Российской Империи.
Кубок первых команд у «Малютино». Вторых — ОЛЛС.
Впервые в турнире не принимали участия «Вешняки», в связи со следующими событиями (газета «Время» от 24 апреля 1917 года):
Представитель Вешняков А.Р. Генельт заявил комитету, что истекшей зимой его кружок понес совершенно неожиданно крупные убытки — забор, окружавший футбольное поле, оказался разобранным и растасканным.
Не имея возможности, вследствие дороговизны материалов и рабочих рук, произвести в настоящее время исправление забора, кружок вынужден, к сожалению, отказаться от участия в розыгрыше летних кубков и первенств.
«Вне конкурса» выступала команда с Нижегородской ж/д — «Новогиреево», известная нам из истории про первую железнодорожную команду — РКС. Именно в «Новогиреево» перешёл костяк «Курских» (РКС) после распада кружка.
1918
Первый турнир после революции.
В турнире впервые участвует Измайловский Клуб Спорта (ИКС) (от станции Сортировочная).
Победителем среди первых команд становятся «Люберцы». Вторых — «Подосинки».
Год обновления цветовых решений в форме лиговых команд.
«Баулино», выступавшее с 1912 года в полосатых чёрно-белых фуфайках, перешло на бордо. Традиционно красно-васильковое «Шереметьево» теперь красно-черное. ИКС в лиге МКзЖД играл в белых майках и фиолетовых шортах. На картинке (см. выше) изображена форма измайловцев в МФЛ.
Заключение
В 1919 году лига уже не организовывалась. В стране вовсю идёт гражданская война, а Московско-Казанская ж/д стала главной артерией Красной армии для связи с восточным фронтом. Пассажирское сообщение на дороге было нарушено, периодами и вовсе отменено.
Команды лишились возможности без трудностей перемещаться между посёлками. Многие футболисты и вовсе ушли на фронт. Дачные посёлки опустели и всё чаще подвергались нападениям мародёров.
Однако в этой части мы намеренно опустили одну важную деталь этой истории — сборную лиги. Как уже рассказывалось в начале материала, первая сборная Лиги МКзЖД собралась уже в первый год образования самой лиги.
После окончания первенства, 29 июля 1912 года, она сыграла против победителя лиги — команды «Красково». Сборная в упорной борьбе одержала победу — 4:3.
Далее каждый год сборная проводила традиционный матч против победителя. Но этим активность команды не ограничивалась. О том, какие ещё игры проводила сборная, в каких турнирах участвовала, в форме каких цветов играла и кто, в конце концов, играл за неё — читайте в следующем материале — «Сборная лиги Московско-Казанской железной дороги».
Формы большой части команд участвовавших в соревнованиях лиги Московско-Казанской ж/д включены в плакат «История формы „Локомотива“, его предшественников и прародителей».
Для тех, кто добрался до самого конца — промокод на скидку 200 рублей на покупку плаката с историей формы в магазине southtribune.ru:
moskazleague1912
Приобретая нашу продукцию, вы благодарите нас за исследование истории «Локомотива».
В этом материале частично пересказана история одного турнира и пятнадцати команд игравших в нём с 1912 по 1918 года:
Сокращения и условные обозначения:
ИКС — Измайловский клуб спорта
МКзЖД — Московско-Казанская железная дорога
МФЛ — Московская футбольная лига
ОЛЛС — Общество любителей лыжного спорта
ЧШКС — Чухлинка-Шереметьевский кружок спорта
- журнал «Къ спорту!». Москва. 1911–1917
- газета «Утро России». Москва. 1912
- календари-справочники спортивной лиги Московско-Казанской ж/д. 1914–1918
- газета «Время». Москва. 1917
- книга Г. Н. Калянова — «Московская футбольная лига 1910–1922». 2011
- книга В.С. Жохова — «Быково — Колыбель московского футбола». 2020