Футбол на станциях Московско-Казанской железной дороги
В первом материале мы рассказали про первого футболиста-железнодорожника Александра Скорлупкина, путейца, игравшего в команде при станции Быково.
В этой статье расскажем, почему футбол стал популярен в дачных поселениях по Московско-Казанской ж/д и откуда в составе команды быковцев мог появиться железнодорожник.
Для понимания контекста того, как зарождался футбол на станциях Московско-Казанской ж/д, необходимо пояснить, что в то время представляла из себя московская дачная местность.
Построенные в 1860-х годах, железные дороги к концу XIX века активно обрастают дачными поселениями. В связи с увеличением количества промышленных предприятий и притока рабочей силы в город, в Москве растут цены на недвижимость. Часть горожан предпочитает переселяться на дачи, расположенные вдоль основных железнодорожных «артерий», ведущих в город.
Для многих дача становится альтернативой жизни в городе. В особенности для несостоятельных слоёв населения. Начинается активный раздел и застройка усадебных земель крестьян.
Там, где обустроены железнодорожные мастерские или налажены промышленные производства, в ветхие крестьянские дома заселяются рабочие с невысоким достатком. У станций зарождаются рабочие городки: Перово, Чухлинка, Люберцы, Обираловка (Железнодорожный) и другие.
Места, расположенные вне рабочих городков, были особенно популярны для проживания у торговцев, крестьян, ремесленников, духовенства и служащих железной дороги. Последние пользовались бесплатным проездом и составляли значительную часть пассажиров в первые годы застройки посёлков. В 1903 году их доля в общем числе составляла 40%, в 1908 году — 35% и в 1911 году — 27%.
Состоятельные граждане также не упускают возможность построить себе статусные «особняки» в зелёных массивах. В результате этой эволюции на месте стареньких деревень появляются дачные места: Вешняки, Выхино, Косино, Подосинки, Малаховка, Красково, Быково, Новогиреево, Салтыковка, Новые Сокольники и другие.
Воспоминания жительницы Малаховки (следующая станция после Быково):
«В Малаховке почти с момента её возникновения жили главным образом служащие на железной дороге, так как владельцам железной дороги выгодно было заселять станции. Служащим предоставлялась льгота на провоз стройматериала. Железнодорожники знали друг друга».
Чтобы жить на даче с апреля по сентябрь, не требовалось быть самодостаточным человеком. Снять простенький домик в Красково стоило 20–25 рублей в месяц, в Подосинках — 25-30 рублей, в Вешняках — 30-35, что было соизмеримо половине заработка того же служащего с Московско-Казанской железной дороги.
Железнодорожные служащие, будучи первыми постоянными жителями дачных посёлков, играли важную роль в их развитии и приняли участие в основных событиях их дореволюционной истории.
Столь невысокая цена позволяла в одном месте проживать людям разного уровня дохода и социального статуса. Вынужденное соседство, так или иначе, нивелировало классовые различия и создавало особую культурную среду. Помимо железнодорожников, на дачах, например, в Быкове, селились известные деятели спорта и культуры того времени.
В связи с этим стали образовываться и первые общества благоустройства, целью которых становилось налаживание различной инфраструктуры, необходимой для комфортной жизни столь разношёрстной прослойки общества. Это впоследствии, и привело к организации различных спортивных досуговых площадок. Традиционные дачные развлечения, такие как прогулки по окрестностям, купание, охота и рыбная ловля, со временем дополнились спортивными играми.
В течение нескольких десятилетий на местах сформировался костяк постоянных дачников, которые постепенно стали внедрять традиции активного летнего отдыха и клубные формы его организации. Созданные по их инициативе лаун-теннисные клубы и футбольные команды, объединявшие почти все дачное население, сыграли заметную роль в спортивной жизни не только Москвы, но и всей страны.
На рубеже ХIХ–ХХ веков среди жителей поселков особой популярностью стали пользоваться спортивные состязания. Для их организации начали появляться спортивные кружки. Проводились, так называемые, спортивные вечера. Футбол был чрезвычайно популярен среди молодёжи, отдыхающей на дачах.
Огромную роль в деле пропаганды и развития футбола в том же Быково сыграли братья Виктор и Роман Серпинские, которые летом проживали в Удельной (дачное поселение, расположенное на станции Быково). Роман учился в Высшем техническом училище и вместе с будущими футболистами «Ширяева поля» видел, как играли в футбол работавшие в Москве англичане.
К большой удаче самих быковцев в их поселке проживал свой англичанин, также работавший на заводе, но в Раменском, и когда-то давно игравший в футбол у себя на родине. Он научил ребят многим тонкостям игры, о которых даже в Москве не все знали, а братья помогли всё увиденное и рассказанное воплотить в жизнь. Подробнее можно почитать в предыдущем материале про первого футболиста-железнодорожника — Александра Скорлупкина.
К слову, о первооткрывателе. Как мы уже отметили в тексте выше, практически все дачные поселения приблизительно на треть были заселены служащими МКзЖД. Ответ на вопрос, откуда в футбольной команде «Быково» взяться молодому путейцу, исходя из хронологии событий, становится все более очевидным.
«Рельсы истории» рекомендуют
В книге Валерия Жохова «Быково — колыбель московского футбола» приводится множество историй о том, как совсем молодые быковцы начинали играть в футбол и с какими трудностями им приходилось сталкиваться. Там можно узнать про первый «бал футболистов», деньги на который собирали всеми жителями, про первые матчи с «Сокольниками», англичанами, петербуржцами, про то, где заказывали мячи и как делали первую форму. Найти книгу непросто, но если вам интересна тема — крайне рекомендуем обзавестись ценным экземпляром. Книга представлена только в печатном виде. Найти электронную версию не получится.
По сценарию команды из Быково практически сразу начали появляться и другие команды вдоль упомянутой железнодорожной «ветки». Приезжие дачники, имевшие представление о футболе, зная об интересе к игре у местной молодёжи, стали ещё больше её вовлекать. Со временем начали проводиться первые соревнования. Сперва внутренние, а после и с другими дачниками соседних поселений. Так на стыке 1900-х и 1910-х годов зародились межпоселковые баталии.
Казанская железнодорожная ветка из-за расположенной на ней станции Сокольники впоследствии будет особенно популярна среди футболистов Московской футбольной лиги (МФЛ), которые на лето станут разъезжаться по дачам и вливаться в местные команды.
Ниже приведена схема пригородного сообщения Московско-Казанской и Московско-Нижегородской железных дорог с отмеченными на ней футбольными командами и годами их появления.
История футбольных состязаний вдоль Московско-Казанской и Московско-Нижегородской железных дорог очень сильно переплетена, во многом из-за пересечения путей в районе станций Перово, Кусково, Чухлинка и Шереметьевская. Благодаря удобной для своего времени «пересадке», команды часто играли с соседями с другой ветки.
К слову, одна из первых команд на Московско-Нижегородской ж/д — «Курскiе», образованная ещё в 1910 году при станции Москва-Товарная. О том как появился первый футбольный ж/д коллектив читайте в следующем материале: «Первая железнодорожная футбольная команда».
Сокращения и условные обозначения:
МКзЖД — Московско-Казанская железная дорога
МФЛ — Московская футбольная лига
- журнал «К спорту!». Москва. 1911–1917
- книга А.Т. Саладина — Путеводитель по пригородным и дачным местностям до станции Раменское Московско-Казанской жел. дор. 1914
- книга В.С. Жохова — «Быково — Колыбель московского футбола». 2020
- сайт хранителиродины.рф — статья «Служащие Московско-Рязанской (Казанской) железной дороги и их роль в истории Малаховки»