Дачные лиги железных дорог
Как вы могли заметить, материалы из серии #предИсторияЛокомотива мы начали с самых истоков футбола в московском регионе. Продолжаем в хронологическом порядке, знакомить вас с ключевыми аспектами развития железнодорожного футбола на заре его существования.
Напомним, что изначально повествовали о первом футболисте-железнодорожнике, быковце Александре Сколупкине, который играл против «Сокольников» ещё в далёком 1901 году.
Затем был материал про зарождение первых футбольных команд на станциях Московско-Казанской ж/д, которые начали активно организовываться и развиваться в период 1910–1914 годов.
В последний раз поговорили про первую железнодорожную футбольную команду — «Курские» (РКС), основанную в 1910 году.
Пришло время пролить свет на следующий немаловажный этап — дачные железнодорожные лиги!
В материале «Футбол на станциях Московско-Казанской железной дороги» подробно рассказали о том, кто вообще жил в дачных посёлках и почему железнодорожные служащие составляли около трети этого населения. Были обозначены первопричины появления первых футбольных команд в дачной местности.
Приезжие дачники (городские жители, понимавшие в футболе) начали вовлекать местную молодёжь, поддерживая уже сложившийся интерес к игре. Проводились различные соревнования. В результате этих спортивных эволюций в начале 10-х годов XX века зародились настоящие межпоселковые баталии — железнодорожные лиги!
Важно отметить, что несмотря на то, что железнодорожники составляли около трети населения дачных посёлков — железнодорожными лиги назывались в первую очередь из-за расположения на одном ж/д-направлении. Во многих источниках лиги именуются как «дачные», однако, безусловно, среди игроков команд были служащие и рабочие железной дороги, а в каких-то командах их было большинство.
Первые дачные железнодорожные лиги
В начале ХХ века, как уже упоминалось в предыдущих материалах, летом в Москве официальные матчи не проводились. Многие профессиональные «лиговые» футболисты уезжали на дачи, где присоединялись к местным командам, которые проводили собственные первенства и создавали железнодорожные лиги. Это было место, где «дикие» могли помериться силами с «лиговыми» командами.
Практически каждая дачная местность имела свою команду, где выступали как «местные (дачные) самородки», так и искушенные уже футболисты — участники «лиговых» или «диких» команд.
К слову, кто такие «лиговые» и «дикие» можете вспомнить, прочитав материал про первую «дикую» железнодорожную команду — «Курскiе» (РКС).
Итак, в 1910 году по инициативе быковца Виктора Серпинского была предпринята попытка создания лиги для проведения летних игр. Из статьи «Летний футбол» газеты «Утро России» от 26 мая 1910 года:
В виду того, что функционирующие в Москве клубы не культивируют летом футбол, оставшиеся свободные футболисты организуют подобие лиги, в состав которой войдут команды: Унион, Сокольники (Ширяево Поле), Мамонтовка и Быково. На днях состоится организационное собрание для производства выборов членов в комиссию и выработки календаря игр. Справки можно получить у В.Я. Серпинского (Спасский пер, д. Дурдиной, телеф. 25 2-58).
Как видно из текста, изначально речь шла о командах различных железных дорог и Москвы. Однако больше хоть какой-то информации о той лиге и её матчах в периодике того времени обнаружить не удалось. По неизвестным причинам соревнования в 1910 году так и не начались. Известно лишь о нескольких товарищеских матчах.
А вот с лета 1911 года начинают появляться уже самые первые лиги железных дорог.
Лига Московско-Брестской железной дороги
В тот год в лиге играли «Фили», «Кунцево»,
«Немчиновка», «20-я верста» (Баковка)
Лига Московско-Ярославской железной дороги
«Пушкино», «Лосиноостровская», «Братовщина»,
«Мамонтовка», «Большево», «Перловка»
Лига Московско-Нижегородской железной дороги
«Шереметево», «Салтыковка», «Владычино» и «Обираловка»
Лига Московско-Казанской железной дороги
В прессе заявлено участие команд «Малаховка», «Томилино», «Чухлинка», «Шереметево» и «Новогиреево». Проводились ли сами соревнования — неизвестно.
По этой причине принято считать официальном годом образования Московско-Казанской лиги 1912 год, когда в ней приняли участие уже известные нам быковцы и такие команды как: Чухлинка-Шереметьевский кружок спорта (ЧШКС) (объединение спортсменов со станций Чухлинка и Шереметьевская), «Вешняки», «Люберцы», «Томилино», «Красково», «Малаховка», «Быково», «Ильинское», «Раменское». Об этой лиге мы напишем позже в отдельном материале.
С каждым годом количество команд в лигах менялось. Со временем у наиболее развитых кружков появлялись вторые и третьи команды, которые обычно соревновались в отдельной группе.
Из книги Александра Савина «Москва футбольная», о том как начинался футбол по железным дорогам:
В мае 1912 года состоялось собрание спортивных организаций Московской Казанской железной дороги с целью объединения этих обществ в лигу. Было принято решение организовать объединенный комитет указанных спортивных обществ (его возглавил Гюбиев, а секретарем стал Л. С. Смирнов) и разыграть первенство Казанской железной дороги, для победителя которого кружком «Красково» был пожертвован переходящий кубок.
В Лиге Московско-Брестской (Александровской) железной дороги (председатель – Василий Николаевич Скворцов) играли: кружки «Фили», «Внуково», «Крылатское», «Одинцово», кружок спорта «Пост 20-я верста» (прим. Баковка), Кунцевский гимнастический кружок, Давыдковский кружок спорта (ДКС) и Немчиновский кружок спорта (НКС). Футбольные кружки этой лиги объединились для «планомерного розыгрыша приза (жетонов)», пожертвованного известным московским рефери Александром Николаевичем Шульцем (он был одним из организаторов выступлений Венской оперетты). Через год приз для 1-х команд этой лиги учредил председатель ДКС В. В. Спасский.
В Ярославской лиге (ее организовал Б. В. Фарих) играли мытищинская «Спарта», «Клязьма», «Мамонтовка-2», «Перловка», «Тарасовка», «Орион», «Пушкино» (первый чемпион лиги), «Звягино», «Болшево», «Братовщина», «Лосиноостровская» и «10-я верста».
В Николаевской лиге – «Владыкино», «Спорт», Николаевский кружок, «Ховрино», «Химки», «Лианозово», «Сходня».
В Нижегородской лиге (ее организовал Евгений Артурович Мау, а кубок пожертвовал В. А. Фролов) — Рогожский и Баулинский кружки спорта, Кружок спорта глухонемых, «Зеленый хутор» (Кусково), «Новогиреево», «Реутово», «Никольское», «Новые Сокольники», «Салтыковка», «Новое Косино», «Обираловка», «Кучино», «Труд», «Вешняково»;
в Савёловской лиге – «Хлебниково», «Лианозово», «Владыкино», «Влахернская», «Бутырки», Железнодорожная команда.
В начале июня 1912 года состоялось собрание Объединенного комитета футбольных организаций Николаевской ж.д., в котором приняли представители кружков: «Спорт» (МКЛС), «Red shirt», Ховрино, Останкино, Химки, Владыкино, Крюково. Председатель Г. В. Фестер (Сходня). Крюково и Ховрино не набрало нужного количества игроков, и отказались от участия первого розыгрыша. Позже оба этих коллектива тоже вошли в Лигу.
В составах команд, участвовавших в летних розыгрышах железнодорожных лиг, играли (как тогда говорили – «гастролировали») известные московские футболисты, так как соревнования МФЛ летом не проводились.
В основном они концентрировались на Казанском направлении. Так, в Красково были футболисты ЗКС, в Быково — КФС и «Униона», в Малаховке – того же «Униона», в Вешняках — СКЛ и т. д.
Только в двух местах по этой железной дороге были футбольные команды, составленные полностью из местных жителей, — это Люберецкий кружок спорта и Раменский клуб спорта. Из игроков подмосковных лиг можно было составить не одну сборную Москвы.
Атмосфера дачного футбола из журнала «К Спорту!» от 31 марта 1913 года:
В связи с наступлением футбольного сезона, уже повсюду стали слышны суждения и разговоры о предстоящих лиговых и товарищеских матчах за пределами города, в обстановке наиболее симпатичной сердцу всякого спортсмена.
На даче, футбол несомненно имеет много оснований к тому, чтобы нравиться своим сторонникам значительно более регулярных и скучных матчей МФЛ. Там, как известно, независимо от естественных благоприятных для здоровья условий игры, много значит для футболистов, состоящих преимущественно из учащихся, абсолютная — нестесненная заботами об уроках и отметках, свобода, которая дает, кроме того еще возможность, когда угодно и сколько угодно отдаваться своему увлечению и совершенствоваться в излюбленных всеми футболистами трюках и искусстве удара.
Многим футболистам, вместе с тем, не безразлична и самая перспектива коллективных поездок и выступлений в соседних дачных местах, где соперники их на спортивном поприще, в роли хозяев, на редкость радушно принимают своих гостей.
Теперь, ввиду возникновения всюду правильных, зарегистрированных «кружков спорта» и некоторого опыта в деле объединения таковых на почве взаимных интересов, союзы их в предстоящем сезоне, надо думать, избегнут былых недоразумений, имевших место при розыгрыше традиционного «первенства» и двинут футбол в сторону его большого развития и расцвета.
Из организующих текущим летом «Лиг», на первое место, понятно, следует поставить Казанскую железную дорогу, в дачных клубах которой выступали и выступят, главным образом, игроки класса «А».
Наиболее сильной командой, по-видимому, будет в настоящем году «Малаховка», в которую предполагают записаться некоторые хорошие игроки спортивных кружков «Быкова» и «Томилино». В последнем, как помнят, в минувшем сезоне, подвизался КФС, большая часть которого, предстоящим летом выступят за СК «Фили» — Александровской железной дороги. Так что, остальным ничего не остается, как пополнить собою состав «Малаховки». В «Вишняках», по-прежнему, целиком играет «СКЛ», с небольшим изменением в пользу Баранова (КФС), являющегося туземцем для этого дачного местечка. Команда «Краскова» (ЗКС), по-видимому, не изменится, хотя и вряд ли будет иметь прежний успех.
По Ярославской железной дороге, останавливает на себе внимание популярная «Мамонтовка», до сего времени сохранившая неприязнь ко всяким лигам и обязательным матчам. Спортивный кружок при фабрики «Товарищества Арманд» (Пушкино), насчитывающий в своем составе знаменитых Фаворского, Ромма и, безусловно выдающихся игроков, Константиновича, Гольдберга, Папмеля и братьев Арманд, вероятно, в настоящем сезоне положит конец неоспоримому превосходству симпатичной команды «Мамонтовки» и выдвинется на первое место по Ярославской железной дороге. Остальные, менее заметные, команды из «Лосиноостровской», «Перловки», «Болшева», «Пушкина», «Клязьмы» и других дачных местечек, без сомнения, образуют по традиции «Лигу», на обязанности которой будет составление календаря и выяснение первенства.
В Лиге Николаевской железной дороги последнее, вероятно, станет достоянием образцового кружка «Сходня», который в первый год своего существования уступил превосходство «Останкину», в котором играли братья Золкины (Новогиреево) и лучшие игроки 2-й команды «ЗКС».
Последней, в 1917 году, появится лига Савёловский железной дороги (Петровско-Разумовская лига).
Необходимо отметить, что спортивные кружки с определенных станций выступали не только в своей лиге. Например, Новогиреево с Московско-Нижегородской ж/д несколько раз играли в лиге Московско-Казанской ж/д, в связи с территориальной близостью. Также перовская команда «Баулино» успела поиграть в обеих лигах. В разное время эти перемещения были связаны с отсутствием соперников по ветке или с сильной разницей в классе команд.
Подытожив, скажем, что полноценной информации по большинству лиг не так много и, к счастью, она не многим примечательна для исследователей истории и болельщиков московского «Локомотива», хоть и важна в контексте понимания процесса формирования дореволюционных футбольных объединений.
К интересующей нас — исследователей истории «Локомотива» — лиге мы вернёмся в следующем материале: «Лига Московско-Казанской железной дороги»
А пока, для ознакомления с футболом в железнодорожных лигах, приводим вам полную таблицу со списком всех победителей лиг в разные года:
PS
Немного атмосферы дачного футбола из журнала «К Спорту!» 1913 года:
Большинство наших футболистов отлично знает, что такое футбольные «гастроли» в летнее время — это поездки из одной дачной местности в другую на товарищеские состязания.
Встретятся случайно два приятеля-футболиста, живущие летом в разных дачных местностях, разговорятся на футбольные темы, конечно, и глядишь, — помимо всякой лиги, решено приехать команде каких-либо «Березок» на состязание к команде какого-нибудь «Высокого».
Футболисты — народ подвижной и жаждущий сразиться. Летним жарким днем через Москву, часто по двум железным дорогам, едет неутомимая команда с чемоданчиками, в гости — «на гастроли». Заведомо известно, что к услугам футболистов не будет клубских удобств, но это никого не смущает. Весело переодевается молодежь на траве, под сенью березового лесочка вблизи футбольного поля, и нет никому дела до многочисленной публики, которая не упускает случая подробно рассмотреть «чужих»».
В этом материале кратко представлена история турниров:
- Лига Московско-Брестской ж/д (Александровская)
- Лига Московско-Ярославской ж/д (Северная)
- Лига Московско-Нижегородской ж/д
- Лига Московско-Казанской ж/д
- Лига Николаевской ж/д
- Лига Курской ж/д
- Лига Савёловской ж/д (Петровско-Разумовская)
Сокращения и условные обозначения:
ДКС — Давыдковский кружок спорта
ЗКС — Замоскворецкий клуб спорта
ИКС — Измайловский клуб спорта
КФС — Кружок футболистов «Сокольники»
МКЛС — Московский кружок любителей спорта («Спорт»)
МФЛ — Московская футбольная лига
НКС — Немчиновский кружок спорта
СКЛ — Сокольнический клуб лыжников