История эмблем и форм «Локомотива». Часть 1. Предшественники и прародители
1912-1922 | 1923–1935
История графических образов спортивного общества «Локомотив» — по-настоящему самобытное и уникальное явление. Так сложилось, что за 100-летнюю историю клуба (с учётом прародителя КОР) практически ни один из элементов, присутствовавших на первых эмблемах, не дошёл до нас в первозданном виде. Каждая новая эпоха «подгоняла» эмблему под актуальные стили и тенденции.
Обновлялось всё: в первую очередь, передовые локомотивы своего времени, нарисованные разными стилями; литера «Л», из года в года менявшая своё начертание; постоянно изменявшаяся форма геометрических фигур, в которые были вписаны эмблемы. Практически каждая смена политического курса в стране сопровождалась изменениями: политические лозунги, имена руководителей страны, постоянная смена цветовой гаммы и многое другое. Обо всём этом расскажем в нескольких материалах цикла про историю эмблем и форм московского «Локомотива».
В первой части подробно разберём все знаки и эмблемы предшественников и прародителей:
3. КОР и Профсоюз железнодорожников.
4. Эмблема Профсоюза железнодорожников на форме КОР.
6. Команда МКзЖД и вторая эмблема Профсоюза железнодорожников.
Лига МКзЖД
1912–1923
Многие из спортсменов, принимавших участие в соревнованиях лиги, были железнодорожниками, однако сама лига к руководству Московско-Казанской железной дороги отношения не имела. В материалах цикла про предысторию «Локомотива» мы детально разобрали, как футбол распространился со станции Быково по другим поселениям вдоль Московско-Казанской ж/д и почему в большой части команд лиги играли настоящие железнодорожники. Сборная лиги — предшественник команды КОР, и как следствие, — «Локомотива».
Единственный артефакт с символикой лиги, сохранившийся до наших дней, — жетон. Он дважды упоминался в наших материалах ранее. В 1912 году, после создания лиги, каждое общество получило по жетону в память учреждения кружка спорта «Красково» (инициаторов создания лиги). И в 1917-м все игроки Малютинского клуба спорта получили жетоны от своего клуба на память о победе в лиге Московско-Казанской ж/д.
Сам жетон выполнен в стиле модерн. На красно-малиновом щите в лигатуре переплетены буквы «С» и «Л» — спортивная лига. На синих лентах надпись «Спортивная — лига — Моск. Каз. Ж. Д.». Помимо этого, знак украшен зёрнами или листьями какого-то растения.
Кроме упоминания Московско-Казанской дороги, никакой железнодорожной символики логотип не содержит. Однако мы можем порассуждать на тему значения цветов. В материале о сборной лиги мы предположили, что малиновый цвет мог обозначать территориальную принадлежность: у сборной Москвы основной цвет формы в то время был малиновый. После революции и сборная Москвы, и Лига МКзЖД изменили малиновый на красный.
Не исключено, что выбор синего цвета может быть связан как раз с железной дорогой: во-первых, железнодорожники, запечатлённые на раннесоветских плакатах, часто имели синие детали на форме (далее покажем эти плакаты), во-вторых, престижные вагоны поездов первого класса в то время окрашивали в синий.
Помимо этого, синий и малиновый использовались в форме железнодорожников из разных подразделений. У службы организации движения канты на головном уборе, обшлагах, воротнике и наплечных знаках были малиновыми. У службы тяги и подвижного состава — синими.
Иными словами, синий цвет в то время ассоциировался с железной дорогой, как в прошлых десятилетиях — зелёный, а сейчас фирменный цвет РЖД — серый.
Форма сборной лиги («Казанки») также была выполнена в этих цветах: синие рубашки с малиновым/красным воротом и обшлагами.
Фуфа́йка — преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки. В этом значении слово известно в русском языке с 1765 года.
И именно этим словом первые русские спортсмены решили окрестить английское jersey. В итоге термин «фуфайка» (параллельно с «рубашка) использовался для обозначения верха футбольной формы почти до 1940-х годов. Шорты долгое время были «трусиками».
В 1918, сразу после революции, малиновый цвет был заменён красным (как и основной цвет в форме сборной Москвы).
С формами команд лиги Московско-Казанской ж/д можно ознакомиться в материале про них. Все они, как и форма сборной, включены в плакат с историей формы «Локомотива».
КВОД
1919
Всевобуч (всеобщее военное обучение) — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе. У железнодорожников был свой Всевобуч. С 1919 по 1922 год именно он занимается предвоенной подготовкой железнодорожников, в том числе и всеми делами физкультуры на всех железных дорогах страны.
Официальное название органа — КВОД — Комиссариат Военного Обучения железноДорожников. Создан в июне 1919 года. Спортивная площадка, которая досталась КВОД от «Униона», находилась в Самарском переулке. На базе этого же клуба была сформирована футбольная команда КВОД. Подробнее про команду Всевобуча железнодорожников можно почитать в отдельном материале.
Заведующим отделом спорта КВОД был Л. С. Смирнов — воспитанник быковского футбола, воспоминаниями которого мы делились в самой первой части цикла предыстории.
Далее показываем, упомянутые выше плакаты, на которых рабочие железнодорожники изображены в одежде с синими элементами.
К слову, у эмблемы с плаката КВОД также основной цвет — синий.
Эмблема представляет из себя объединение двух других знаков. На синем фоне — эмблема Управления путей сообщения Российской империи и НКПС РСФСР — якорь и топор. Изначально министерство координировало работу всех речных и морских судоходных путей, поэтому на эмблеме можно увидеть якорь, а также отвечало за мосты, потому и топор, символизировавший инженерную мысль.
На переднем плане находится лепестковая пятиконечная звезда с плугом и молотом в центре — первый знак, свидетельствующий о принадлежности к Красной Армии. Введён в апреле 1918 года.
В какой форме играли спортсмены КВОДа, нигде не сообщается. Однако, учитывая, что футбольная команда была сформирована на базе московского «Униона» (красные майки, белые трусы), за который в то время выступали быковские спортсмены (тоже красные майки и белые трусы), логично предположить, что и КВОД играл в красном.
Форму этой команды в обязательном порядке включили в плакат «История формы „Локомотива“».
КОР и Профсоюз железнодорожников
1923
В «Положении о кружках физкультуры на транспорте» за 1923 год в части IV «Название, знамя, знаки» содержится следующая информация:
«Кружок имеет название, установленное общим собранием членов его, нагрудный знак (см. приложение 4), и красное знамя, с изображением своего знака и названия».
В приложении 4 содержится контурный эскиз трафарета:
В 1923 году на соревнования железнодорожников, о которых рассказывалось в материале про КОР, со всей страны приехало множество команд физкультурников. Всем им предварительно был разослан эскиз формы, который содержал упрощённый трафарет с эмблемой министерства.
Футбольная команда КОР, скорее всего, этот знак не использовала. Известно, что в период 1923-1925 годов новообразованный коллектив играл в светло-голубых фуфайках с чёрными воротником и обшлагами и в белых трусах. Однако другие команды профсоюза железнодорожников также играли в подобной форме.
В постскриптуме материала про КОР мы разбирали, что за команда может быть представлена на предыдущем снимке.
Фото команд Москвы и Алатыря также представлено и описано в материале.
Светло-голубой комплект с чёрными воротом и обшлагами и белыми шортами— первая форма КОР — прародителя «Локомотива». Включена в плакат «История формы „Локомотива“».
С 9 по 14 августа 1925 года на площадке КОР были проведены соревнования на дорожное первенство Московско-Казанской ж/д, привлёкшее к участию 5 коллективов (КОР и команды из Ульяновска, Алатыря, Мурома и Рязани). Помимо соревнований по лёгкой атлетике, мужчины играли в гандбол, а женщины — в баскетбол. По лёгкой атлетике железнодорожники из Москвы заняли второе место, по гандболу и баскетболу — первое.
На фото коллектив КОР. Что именно находится в центре звезды на нашивке у атлетов, пока выяснить не удалось.
Снимков футбольных команд КОР с такими нашивками пока не встречалось.
Эмблема Профсоюза железнодорожников на форме КОР
1926
До недавнего времени мало кто предполагал, что знак, который давно был знаком многим исследователям истории «Локомотива», мог быть напрямую связан с футбольной командой КОР. Это юбилейный знак ЦК Всероссийского профсоюза железнодорожников 1923 года.
На знаке изображён поезд с железнодорожником, который держит в руках красный флаг (с аббревиатурой ЦК — центральный комитет), а также лента с годами — 1918–1923. По кругу — текст «Всеросс. професс. союз железнодорожник.». В верхней части знака — изображение топора и якоря, о которых мы рассказывали выше.
Знаком награждались передовики производства и профсоюзные активисты в честь 5-летия профсоюза железнодорожников. Общее количество награждённых — 251 человек.
Также знак использовался для типографического оформления.
Локомотив на знаке — паровоз СУ (сормовский усиленный), прозвище — «сушка», советский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1924 по 1951 год.
Именно на основе этого знака профсоюз железнодорожников, занимавшийся делами спорта на железной дороге, сделал для своих кружков эмблему-нашивку в 1926 году.
Эмблема была и раньше известна исследователям истории «Локомотива», однако свидетельств выступления футбольной команды КОР под этим знаком не было. После нахождения альбома П. И. Клочнева (некоторые фотографии из которого мы показывали в материале про историю 1923–1924), мы обнаружили снимок с футболистами КОР в синих майках с подобной нашивкой.
Этот и альтернативный светло-голубой комплект с подобной нашивкой также включены в плакат «История формы „Локомотива“».
Уже после выпуска плаката мы обнаружили, что некоторые из футболистов на снимке использовали не белые, а голубые шорты.
Под этой эмблемой выступали не только представители КОР, но и другие спортсмены железнодорожники (например из Перово). Показываем все снимки из архива «Рельс», на которых была замечена эта нашивка.
26 декабря 1926 года четверо спортсменов Клуба имени Октябрьской Революции Московско-Казанской ж/д отправились в первый в истории лыжный переход между Москвой и столицей Норвегии — Осло. На груди у КОРовцев была эмблема профсоюза, сверху и снизу которой расположили некие надписи. По нашим предположениям, сверху написано «Москва — Осло», внизу — «СССР — Норвегия».
Немухин — капитан футбольной сборной лиги МКзЖД 1912 года. Дементьев и Савин — игроки основной команды КОР. Подробнее о футболистах, совершивших лыжный переход, можно почитать в последней части материала про КОР. О самом переходе мы часто рассказываем в «Рельсах истории».
Далее показываем, где ещё спортсмены-железнодорожники использовали эту эмблему.
В музее текстиля в Иваново хранится косынка, на которой также присутствует эта эмблема. Такие выпускались не только для спортсменок-железнодорожниц — на сайте музея можно найти подобные косынки с эмблемами других профсоюзов.
Эмблема КОР
1928
Спустя 5 лет своего существования спортивная ячейка Клуба имени Октябрьской Революции обрела свою эмблему. По-настоящему уникальная геометрическая фигура (шестиугольник) со вписанными в неё буквами КОР — знак, сделанный по правилам новой эпохи, — конструктивизма.
Бесспорно, эмблема была создана специально для спортивной ячейки, поскольку ни в оформлении здания клуба, ни для иной театрально-клубной продукции этот логотип не использовался.
Для членов спортивной ячейки КОР в то время был выпущен первый металлический знак, который сейчас является очень ценным экспонатом для коллекционеров.
Чтобы детальнее восстановить знак в электронном виде, мы попробовали наложить на него сетку размером 25 на 25. Все буквы и обводка практически идеально легли в неё.
После наложения знака на сетку стало ясно, что мелкие нарушения могут быть связаны с техникой производства знака. Мы попробовали восстановить знак по получившемуся чертежу.
Шестиугольная фигура, образующая рамку, идеально легла на сетку. Её толщина равна 1 модулю. Толщина букв — 2 модуля. Буква О — единственная, стоящая не на сетке, а строго в центре знака. Также оказалось, что все три буквы разной высоты. Буква Р немного больше буквы К. О — самая большая.
Кроме того, на нашивках спортсменов эмблема немного отличается от той, что на знаке. Нижняя ножка буквы К шла вниз под другим углом. Вероятно, нашивка и была исходным изображением для дальнейшего изготовления металлического знака.
Футбольная светло-голубая форма КОР тоже обновилась: воротники и обшлага стали белыми. На груди размещалась новая эмблема.
Этот и альтернативный синий комплект с подобной нашивкой также включены в плакат «История формы „Локомотива“».
Снимков с синей формой и нашивкой КОР пока не обнаружено.
Ниже показываем все качественные снимки из архива «Рельс», на которых удалось обнаружить эту эмблему у других спортсменов Клуба Октябрьской Революции.
Команда МКзЖД и вторая эмблема Профсоюза железнодорожников
1931
В 1931 году команда КОР по новому регламенту вынуждена будет сменить название, далее в чемпионате Москвы железнодорожники будут выступать под простым именем: команда Московско-Казанской ж/д, или, как будет иногда называть её пресса «Казанка». На имеющихся фотографиях этой команды периода 1931–1935 годов нами не замечено ни одной эмблемы.
Форма команды соответствовала формам КОР предыдущих годов: светло-голубые или синие майки с соответствующими цветами воротников и обшлагов.
Снимков команды Московско-Казанской ж/д в синей форме пока не обнаружено.
Эти формы команды МКзЖД включены в плакат с историей формы.
Интересно, что другие железнодорожные команды из разных уголков Советского Союза в этот период начали использовать новую версию логотипа профсоюза железнодорожников.
Этот снимок знаком большинству болельщиков «Локомотива» интересующихся историей команды. Он разлетелся по интернету в 2015 году из-за того, что ФК «Локомотив» по неизвестным причинам решил, что на снимке запечатлён футболист «Казанки» или КОР на первом стадионе. В постскриптуме материала про «Казанку» рассказывалось, что это за снимок (это команда «Железнодорожник» из Вологды).
Новая эмблема представляет из себя ромб, на котором изображена западная часть земного шара с надвигающимся на него паровозом. Текст, написанный по-кругу земного шара, гласил: «Пролетарии всех стран. Соединяйтесь!»
Эта эмблема сделана также на основе одной из версий знака профсоюза.
Паровоз — всё тот же легендарный «Су», как и на эмблеме 1926 года.
Такие нашивки встречаются у многих региональных команд железнодорожников вплоть до 1936 года, когда все ячейки объединят под именем «Локомотив».
На этом всё. Спасибо, что дочитали до конца! Уже в 1936 году будет образовано общество «Локомотив», московская футбольная команда которого сформируется на базе команды Московско-Казанской железной дороги. Подробнее про трансформацию «Казанки» в «Локомотив» можно почитать здесь.
В следующей части цикла про историю эмблем и форм расскажем и покажем всё, что знаем по визуальной истории «Локомотива» периода 1936–1949. Первая эмблема, первая форма, первое знамя и многое другое.
Это последний материал, который мы сделали к 100-летию прародителя «Локомотива» — команды КОР. Купить сувениры с представленными здесь и с другими эмблемами «Локомотива» — можно на southtribune.ru. Приобретая нашу продукцию, вы благодарите нас за исследование визуальной истории клуба.